С заботой о вашем здоровье, МЕДСИ-ПроМедицины
Добро пожаловать на новый сайт «ПроМедицины» в составе МЕДСИ - ведущей федеральной сети частных клиник России.
Мы рады представить вам новую версию сайта, где вы сможете узнать больше о наших врачах и услугах, ознакомиться с ценами, записаться на прием или вызвать врача на дом.
Сайт был разработан на базе последних технических решений, и мы надеемся, будет удобен и понятен для вас.
10.11.2022

Дисграфия

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Причины

Развивается недуг в результате нарушения функций тех участков мозга, которые отвечают за процесс овладения письмом. Причин таких нарушений может быть несколько. В первую очередь специалисты выделяют наследственную предрасположенность. Ребенок в таком случае рождается уже с дисграфией и нередко с дислексией, так как она тоже передается от поколения к поколению.

К следующим причинам, которые влияют на развитие дисграфии, относят травмы и заболевания, затрагивающие головной мозг. Ребенок может подвергнуться им еще до своего рождения, например, в случаях тяжелых родов или внутриутробного инфицирования.

Кроме того, на ребенка в это время сильное влияние оказывают социально-психологические факторы, которые играют далеко не последнюю роль в развитии способностей и навыков. К таким социально-психологическим факторам относят количество внимания, которое уделяют родители ребенку, достаточность близких речевых контактов, двуязычие в семье, культурный уровень семьи и т. д.

Дисграфия диагностируется не только у детей школьного возраста. Так как данное расстройство возникает вследствие нарушения функций определенных областей головного мозга, взрослые также могут столкнуться с дисграфией. Это может случиться из-за травм, операций на головном мозге, опухолей, кровоизлияний в мозг, а также инсультов.

Симптомы

Дисграфия проявляется нарушениями почерка, достаточным количеством грамматических ошибок в письменной речи, заменой одних букв на другие (чаще — по принципу схожести написания или подобия звуков).

Почерк у детей с дисграфией зачастую неровный, с отсутствием пунктуационных знаков и заглавных букв. Ребенок обычно пишет медленно, присутствует некая зависимость почерка от эмоционального состояния (чем больше расстроен ребенок, тем более неровный у него почерк). При этом точность других действий, требующих подвижности пальцев, не нарушена. Любопытно, что дисграфия несколько чаще встречается у левшей.

Регулярные занятия грамматикой зачастую не приносят определенного результата. У ребенка мало-помалу укрепляется ощущение в собственной неполноценности, он старается избегать всех видов деятельности, которые требуют письменной речи.

Диагностика

Диагностика заболевания проводится в несколько этапов, первым из которых будет изучение школьных тетрадей ребенка и других письменных работ. Затем специалист начинает изучение речевых навыков пациента, уровня их развития, а также состояния слуха ребенка, его зрения и ЦНС.

В результате полученных данных проводится обследование следующих показателей: ручная и речевая моторика артикуляционный аппарат определение ведущей руки. фонематический синтаксис и анализ звукопроизношение слуховая дифференциация звуков особенности словарного запаса слоговая структура слов грамматический строй речи.

Лечение

Коррекция дисграфии предполагает системный подход. Программа разрабатывается индивидуально с учетом особенностей того или иного случая. Обязательно учитывается форма нарушения.

Для преодоления нарушения специалист ставит задачу восполнить пробелы в важных для формирования навыка письма процессов. Ведется работа над развитием речи, над ее связностью. Пациенту даются специальные задания на развитие лексикона, формирование грамматики речи. Кроме того, корректируются слуховое и пространственное восприятия, развивается память, процессы мышления. После развития навыков устной речи — на их почве развивается и письменный навык.

Кроме логопедического комплекса, нередко в коррекцию добавлены и медикаментозные курсы, физиотерапевтические мероприятия, массаж и лечебная физическая культура.

Свяжитесь с нами
по телефону
+7 (347) 246-30-03
Вам будет совершен обратный автоматический звонок, дождитесь ответа оператора.
Запишитесь
на прием
* Нажимая кнопку «Заказать обратный звонок», вы соглашаетесь с обработкой своих персональных данных АО «Группа компаний «МЕДСИ»
Согласие на обработку персональных данных Политика в отношении обработки персональных данных
Мобильное приложение
Большое спасибо!

Заявки на обратный звонок, оставленные позже 23:00, будут обработаны на следующий день.

Понятно