Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечаются позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушения слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.
Недоразвитость речи возникает в результате травм, полученных в период родов или первых трех лет жизни, а также в результате перенесенных заболеваний головного мозга. При этом ребенок обладает нормальным уровнем интеллекта и слухом, что позволяет ему учиться и познавать мир. Речь ребенка, страдающего алалией, может как полностью отсутствовать, так и быть частично потерянной. В последнем случае у ребенка имеются зачатки речи, но словарный запас скуден, что создает некоторые проблемы в построении фраз и их выражении.
Причины
Причины развития алалии у детей связаны с поражением головного мозга. Это может происходить как во время внутриутробного развития, так и на первом году жизни ребенка, когда формируется головной мозг, а значит, его структуры могут быть подвержены патологическому воздействию.
Во время беременности на развитие головного мозга могут оказывать влияние различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно-плацентарная недостаточность, курение и злоупотребление алкоголем матерью. Повреждения головного мозга ребенка могут наблюдаться и в период родов. В это время поражение мозга связано с развитием острой гипоксии новорожденного.
Это происходит при:
- Длительном стоянии головки ребенка в малом тазу
- Раннем излитии околоплодных вод
- Слабой родовой деятельности
- Стремительных родах
- Обвитии пуповины вокруг шеи ребенка
- Родовой травме
- Переохлаждении ребенка и отсутствии поступления питательных веществ в первые часы после родов
На первом году жизни ребенка возможно поражение головного мозга вследствие перенесенных тяжелых вирусных инфекций (менингоэнцефалита, краснухи) или травматического повреждения головного мозга (ушибов, закрытых черепно-мозговых травм).
Симптомы
Признаки проявления заболевания зависят от формы недуга. Так, симптомами моторной алалии являются:
- Нарушение мелкой моторики (ребенок не может самостоятельно застегнуть пуговицы или завязать шнурки)
- Частая смена настроения
- Чрезмерная активность может сменяться заторможенностью и малоподвижностью
- Рассеянное внимание
- Низкая работоспособность
- Повышенная утомляемость
- Полное отсутствие речи или неясное воспроизведение звуков
- Скудный словарный запас, что обуславливает неполное понимание того, что говорят окружающие
- Ярко выраженные мимика и жестикуляция
Диагностика
Чтобы диагностировать алалию, необходима консультация таких врачей, как невролог, педиатр, отоларинголог, психолог. В редких случаях требуется посещение нейрохирурга. Консультация помогает выявить особенности развития речи ребенка.
Прежде всего, проводится сбор анамнеза, включающий стандартные вопросы о состоянии матери в период беременности и ребенка. Дифференциальная диагностика необходима и для того, чтобы исключить другие заболевания речевого аппарата.
Чтобы выявить повреждение мозга, потребуется провести одно из исследований: например, ЭЭГ, рентгенографию, МРТ, эхоэнцефалографию.
Если ребенку поставлен диагноз «сенсорная алалия», требуется исключить тугоухость. Для этого проводят отоскопию, аудиометрию и некоторые другие исследования.
Лечение
Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур, и физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры, транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).
Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность, формируются активный и пассивный словарь, фразовая речь, грамматическое оформление высказываний, развивается связная речь, звукопроизношение. В занятия включаются логоритмика и логопедический массаж.
При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть дифференциацией неречевых и речевых звуков, слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.
При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяют лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.